БОЕВАЯ МАШИНА «ИЛ-10» - ДО ВЗЛЕТА ОСТАЛОСЬ…

13.04.2017

Текст – Ольга Александровна Румянцева

Фото и публикация – Валентин Сергеевич Попов


Почти два года прошло с того момента, как в Ресурсном центре «Машиностроитель» была завершена реставрация самолета времен Великой Отечественной войны, ЯК-9. 20 апреля 2015 года собранный практически «с нуля» самолет выкатили и установили перед входом в колледж. Тот день навсегда оказался вписанным не только в историю Новосибирского технического колледжа, но и в историю всей Новосибирской области.

13 апреля 2017 года – день, который тоже будет вписан в историю всей Новосибирской области двумя большими событиями.

Ровно в 13.00 начался один из последних этапов работы реставраторов – на улицу начали выкатывать самолет ИЛ-10, чтобы присоединить к нему крылья. После этого ИЛ-10 гордо замрет на площадке перед колледжем, где несколькими часами раньше уже свершилось еще одно исторически важное действо. Еще в утренние часы 13 апреля на площадке перед колледжем, которая находится параллельно улице Станционной, величаво замерли бюсты героев Великой Отечественной войны - маршалов:  Жукова Г.К., Рокоссовского К.К. и летчика Талалихина В.В.

И бюсты маршалов, и самолет ИЛ-10 – это начало практической реализации проекта «Патриот» - парка-музея под открытым небом» рядом с Новосибирским техническим колледжем   им. А.И. Покрышкина, открытие которого запланировано на 5 мая 2017 года.

Волнительным, трогательным и величественным одновременно стал процесс, когда авиа-птица торжественно появилась на площадке перед колледжем. В памяти всех, кто присутствовал при этом событии, навсегда останется молчаливая торжественность этой могучей машины, которая переживает сегодня второе рождение.

ВСПОМНИМ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ…

Уже меньше, чем через пять месяцев после окончания реконструкции ЯКа-9, осенью 2015 года, в колледже стартовал новый проект реставрации боевого самолета. Это стало возможным благодаря  инициативе и патриотическому духу неравнодушных людей: директора колледжа Галины Федоровны Талюкиной и кандидата исторических наук Владимира Николаевича Шумилова. И все это при поддержке Министерства труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области и лично министра Игоря Викторовича Шмидта, а также администрации Ленинского района. На этот раз студентам и мастерам предстояло «вдохнуть жизнь» в более серьезную авиа-птицу - боевой штурмовик ИЛ-10.

22 сентября 2015 года части именно этого самолета были доставлены в колледж, в центр «Машиностроитель». Студенты колледжа с интересом рассматривали останки самолета, который им предстоит восстанавливать. «Большая работа предстоит!» - таким было заключение членов реставрационного клуба.

Историческая справка.

К 1 мая 1945 г. действующей армии было передано 630 штурмовиков Ил-10, но лишь нескольким авиационным полкам, имевшим его на вооружении, довелось принять участие в боевых действиях. Однако, самолет Ил-10 массово и эффективно использовался в войне с империалистической Японией. Здесь особенно надо отметить его боевое применение летчиками морской авиации, которые с успехом производили на новой машине топ-мачтовое бомбометание. Ил-10 и его послевоенная модификация Ил-10М состояли на вооружении до начала 60-х годов, когда им на смену пришли реактивные самолеты.

Как и в случае с «ЯК-9», в наш колледж привезли одно крыло и часть фюзеляжа. Отличие в размерах: размер «Ил-10» в 1,5 раза больше, чем размер «ЯК-9». Поэтому все работы разделили на насколько этапов. Восстановление правого крыла и изготовление второго, а также ремонт хвостовой части фюзеляжа, изготовление хвоста и другие работы. Старые, поврежденные элементы обшивки крыла, которые невозможно было выправить, выстучать, повторно заклепать, были сделаны заново и установлены. Параллельно выполнялись чертежи и шаблоны для постройки нового крыла. Аналогичные работы были проведены и по восстановлению задней части фюзеляжа.

Носовая часть с кабиной пилота и стрелка по габаритам не вошла в ресурсный центр «Машиностроитель», где проводились основные реставрационные работы – она была тщательно закрыта брезентом, и работы с ней были приостановлены до весны 2016 года. Были проведены работы по воссозданию облика моторного отсека, кабины пилота, винт и присоединение к фюзеляжу хвостовой части с крыльями, восстановлена приборная панель самолета и элементы электропроводки самолета.





















  2