Page 9 - Text_knigi
P. 9
9 БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА №3 (44) Ноябрь
ПСИХОЛОГИЯ – ЭТО ИНТЕРЕСНО
«НЕВИДИМОЕ НАСЛЕДСТВО»
«Каждый из нас является звеном в цепи поколений…
Мы менее свободны, чем полагаем…»
А. А. Шутценбергер, почетный профессор университета Ниццы, психотерапевт
Нам свойственно желание знать, кем были наши прадеды и их предки. Но лишь единицы серьезно за-
нимаются этим вопросом, составляют генеалогическое древо дальше третьего поколения. А ведь чем
больше белых пятен в семейной истории, тем сложнее найти свое место в мире, свою нишу. Анализи-
руя и пытаясь найти причину счастливых случайностей, странных и необъяснимых закономерностей
или «всех бед» в дне сегодняшнем, мы, увы, терпим фиаско… Потому что зачастую истоки всего это-
го надежно прячутся в нашем… прошлом. Победы и поражения, семейные истории – это не что иное,
как «бережно сохраненное для нас» наследие предков. И оно не только предается от одного поколения
другому. Каждое новое поколение вносит свою лепту – частичку своего опыта. Разобраться в этом
«наследстве», сохранить и передать дальше, на самом деле не так просто, как может показать-
ся на первый взгляд. А вот разглядеть и хотя бы попытаться исправить ошибки – не помешает…
Любая семья – это система ценностей, отношений, Зачастую ролевые распределения не зависят от
понятий, традиций и … определенных закономер- фактических. Например, есть семьи, в которых
ностей. Мысли о том, что события в семейной из поколения в поколение функции «мамы» -
истории происходят случайно – ошибочны даже выслушать, накормить, принять решение, дать
на первый взгляд. Фраза «в нашей семье так при- совет – выполняют старшие сестры. Часто в се-
нято» - своего рода оправдание, посему в нашей мейных историях происходит то, что на язы-
семье происходит именно так, а не иначе. «Одни ке психоанализа называется парентификацией
и те же события повторяются» - своего рода закон – неверное понимание своих долгов и заслуг в
построения любой семейной истории. Для людей, семейной истории. Например, в силу определён-
достаточно хорошо знающих свою родословную ных ситуаций уже в детском возрасте мы стано-
хотя бы до третьего-четвертого поколения, это не вимся родителями … для своих родителей. Забо-
станет откровением. «В нашем роду все девушки тимся, переживаем, чувствуем ответственность
выходили замуж рано» - не позднее 19 лет…»»- за совершаемые ими поступки. Или, наоборот,
Мой прадед умер в 31 год, когда моему деду не не взрослеем до конца, потому что чувствуем
исполнилось еще и шести лет. Моему отцу было себя связанными лишними обязанностями, при-
чуть больше пяти с половиной лет, когда его отец нимая условия родительской игры: «Ты у меня
неожиданно умер…» «Прабабушке по отцовской в долгу – я стольким ради тебя жертвовал».
линии пришлось воспитывать своих младших Конечно, мы эксплуатируем свою семью, особен-
братьев, невзирая на то, что их родители прожили но в детском возрасте, когда в различной степени
долгую жизнь. Ее дочь, моя бабушка, так же ста- действия всех членов семьи подчинены интере-
ла для своих младших брата и сестры «семейным сам ребенка, которого надо вырастить, вскормить,
воспитателем. Похожая судьба сложилась и у моей дать ему образование. Ребенок отвечает взаим-
тети – сестры отца – ее младшие братья до сих ностью родителям и бабушкам-дедушкам: ино-
пор бегают ней за советом и поддержкой…» Схо- гда любовью и привязанностью, иногда полным
жих закономерностей в каждом семейном роду неприятием. Между тем, время возврата обяза-
отыщется не одна и не две. В чем же причины? тельно настанет, когда мы начнем отдавать с лю-
бовью, ничего при этом не получая взамен! Это
называется взрослостью – время, когда наступает
особый баланс свободы и четких обязательств.
С возрастом личность человека трансформиру-
ется, что предполагает обязательную подвиж-
ность ролей и в семейных отношениях. «Опла-
чивая старые счета», мы открываем для себя то,
что считается справедливостью для собственной
семьи. Вчерашние дети женятся, выходят замуж,
рожают малышей – каждый новый член семьи
вписывается в новое равновесие кредита и долга.

