Page 10 - My FlipBook
P. 10
10 БЛОКАДНЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ № 1, Январь
«ДОРОГА ЖИЗНИ» - ФОТО ЭКСКУРСИЯ
Ленинградская блокада была установлена 8 сентября 1941 года, когда фашистскими войсками был захвачен Шлиссельбург. Это был последний
сухопутный маршрут, который вёл из Ленинграда на Большую землю. В качестве последней надежды на снабжение осаждённого города осталась
Ладога. Ладожское озеро имеет тяжёлый нрав, и с момента основания Санкт-Петербурга строились обходные водные пути для обхода озера при
перевозке. На берегах Ладоги не было ни пристаней, ни пирсов. Но уже 12 сентября началась первая навигация по Ладожскому озеру. C большой
земли грузы доставлялись сначала в Волхов, оттуда — в Новую Ладогу, а затем водным путём на западный берег к маяку Осиновец. За этот период
в осаждённый город было доставлено 60 тысяч тонн различных грузов и эвакуировано около 33 500 ленинградцев.
17 ноября двумя группами была проведена разведка трассы по льду. 20 ноября по ледовой Дороге жизни был проведён первый конный обоз, через день
— первая автоколонна. Всего в первую блокадную зиму ледовая дорога работала 152 дня. За это время было перевезено 361 тысяч тонн различных
грузов, в том числе 262,5 тысяч тонн продовольствия. Из города было эвакуировано более 550 тысяч ленинградцев и более 35 тысяч раненых.
Вторая навигация по Ладоге началась 23 мая 1942 года, за время действия которой было перевезено в обоих направлениях свыше 1 миллиона тонн
различных грузов. Из города было эвакуировано около 540 тысяч человек.
С 19 декабря 1942 по 30 марта 1943 года 101 день вновь действовала ледовая Дорога жизни. За этот период было перевезено более 200 тысяч
тонн различных грузов, в том числе свыше 100 тысяч тонн продовольствия и эвакуировано около 89 тысяч человек.
18 января 1943 года со взятием советскими войсками Шлиссельбурга Ленинградская блокада была прорвана. По южному побережью Ладожского
озера была проложена железная дорога до станции Поляны, названая впоследствии Дорогой Победы. Но Ладожская коммуникация также про-
должала действовать вплоть до окончательного снятия блокады Ленинграда 27 января 1944 года.
22 ноября 1941 г. на лёд «Дороги жизни» вышла
первая автоколонна грузовых автомашин.
Дорога жизни с 12 сентября 1941 г. по март 1943 г.
связывала блокадный Ленинград со страной. Летом
— по воде, зимой — по льду.
В этом месте на побережье Ладожского озера суда
никогда не приставали – это считалось невозмож-
ным. Но для спасения города возможным стано-
вилось все – и сюда подходили груженные зерном
баржи. Плавание это было особо опасным – не
только немецкие самолеты и артиллерия, свиреп-
ствовала сама стихия: только в одну ночь с 16 на 17
сентября, на разбитых штормом баржах, погибло
свыше 1000 человек. Тонули корабли, гибли люди,
но перевозки не прекращались.
Здесь машины сходили на лед Ладожского озера.
По льду была проложена трасса. Вдоль нее рас-

